Технологическая карта  урока

Учебный предмет

Литература, 6 класс

Учитель

Речкова Елена Геннадьевна

Образовательная организация

КМОУ СОШ с УИОП пгт Кильмезь

 

Тема  урока

 

«Образ народного умельца в сказе Н.С.Лескова «Левша»

Тип урока

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Цель  урока

Создать условия для осознания и осмысления идеи сказа средствами активизации познавательной и творческой деятельности учащихся.

Ожидаемые результаты

1. Умение вести самостоятельный по­иск информации, осуществлять её анализ и отбор; способность к преоб­разованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения  с помощью  информационных технологий.

2. Высказывать свою точку зрения и аргументировать её.

3. Проявлять заботу о собственном достоинстве и уважении достоинства окружающих людей.

Задачи

Образовательные: раскрыть идейное содержание сказа через работу с текстом и иллюстрациями; расширять  словарный запас учащихся.

Развивающие: развивать  речевые навыки   учащихся, развивать умение  понимать, анализировать, оценивать информацию,  представленную в различных формах;

Воспитательные: способствовать пониманию учащимися того, что талант каждого человека важен для судьбы Отечества;

воспитывать  ценностное  отношение к слову;

воспитывать  уважение друг к другу, стремление к сотрудничеству и взаимопомощи.

 

Методы и формы работы

Методы: наглядный, частично-поисковый, репродуктивный

Формы: индивидуальная, фронтальная.

Образовательные ресурсы

1) Учебник: «Литература» 6 класс под ред. В.Я.Коровина, М,Просвещение, 2012 год.

2) Собрание сочинений Н.С.Лескова

3) Иллюстрации Дж.Доу, Н.Кузьмина, Кукрыниксов.

4) Мультимедийное сопровождение

 

 

Планируемые результаты

 

Предметные

Выпускник научится: определять синтаксическую  роль числительного в словосочетании и предложении.

Выпускник получит возможность научиться: демонстрировать знания о числительном, применять знания о числительном   и его правописании для передачи смысловой стороны речи.

Личностные

 Понимание определя­ющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Метапредметные

Овладение приёмами работы с информационными источниками с целью отбора материала на определённую тему.

 

Универсальные учебные действия

 

 

Регулятивные: учатся принимать и сохранять учебную задачу; планировать учебную деятельность; действовать по плану;  учатся осуществлять контроль, коррекцию и самоанализ учебной деятельности; саморегуляцию.

Познавательные: понимают информацию и интегрируют её  в имеющийся запас знаний.

Коммуникативные: учатся договариваться о совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве  необходимую взаимопомощь.

Личностные: положительное отношение к учению, осознанная необходимость к самосовершенствованию, способность к самооценке своих действий, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

 

 

 

 

 

Организационная структура фрагмента урока

1

2

3

4

5

Планируемые результаты

6

7

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Предметные

Универсальные учебные действия

1.

Организационный момент

Приветствие учащихся.

Вовлечение детей в совместную учебную деятельность через привлечение к совместному планированию деятельности и проявление творческих способностей.

Приветствуют учителя

              -

             -

Личностные:

Создание условия для возникновения у ребёнка внутренней потребности включиться в учебную деятельность, для самоопределения.

2

Целеполагание и мотивация

Называет тему урока, просит прочитать эпиграф, предлагает ответить на вопросы. (слайд №1)

Подводит учащихся к формулировке проблемы.

Слушают, отвечают на вопросы,  высказывают свою позицию, вносят предложения.

Ответы на вопросы:

1) Почему выбран такой эпиграф?

2) Почему автора спрашивали о герое, хорош он или плох

Развитие речевых навыков, творческих способностей

Познавательные:

умение ставить учебные задачи, оценивать свою речь с точки  зрения содержания.

3.

Актуализация знаний

 

 

Предлагает учащимся ответить на вопросы.

(слайды №1-4, 5-6)

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы, слушают, комментируют, дополняют, устраняют в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

 

Вопросы:

1) Кто автор сказа «Левша»?

2) Чем интересна биография писателя?

3) Какой художественный прием использует автор при изображении Александра 1 и Платова, Николая 1 и Александра 1?

4) Какой прием использует автор, изображая Левшу и императоров?

 

 

Развитие речевых и интеллектуальных навыков, творческих способностей.

Познавательные:

осознают познавательную задачу, осуществляют самоконтроль на основе наблюдения за собственной речью, речью одноклассника.

4.

 

Первичное усвоение знаний, осознание и осмысление блока новой учебной информации.

Просит учащихся прочитать определение жанра «сказ».(слайд №8). Предлагает ответить на вопросы о главном герое сказа, используя содержание произведения Н.Лескова «Левша»

Читают определение сказа, осмысливают

 

Учащиеся отвечают на вопросы, используя содержание сказа.

Открывают для себя новое понятие, работают с презентацией.

 

 

 

 

 

 

Совершенствование навыков устного высказывания.

 

 

Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения, осуществлять взаимоконтроль

5

Первичное закрепление учебного материала.    

Предлагает учащимся сравнить иллюстрации к сказу «Левша» художников Кукрыниксов и Н.Кузьмина. (слайд № 10, 11). Ответить на вопросы.

Знакомятся с иллюстрациями, сравнивают, отвечают на вопросы, высказывают мнение.

Вопросы:

1) Кто из художников изобразил Левшу патриотом Отечества, человеком, достойным своего таланта?

2) Кто показал героя забитым, униженным?

3) Какое изображение Левши ближе вам?

4) Почему многие художники обращались к образу Левши?

Анализировать, оценивать информацию, принимать решение в ситуации учебного, личностного выбора.

Восприятие, осмысление, запоминание учебного материала; развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности, формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения слушать и понимать других; формирование умения высказывать свои мысли в устной форме.

6

Информация о домашнем задании.

Предлагает учащимся домашнее задание.

Осмысливают задание, знакомятся с вопросом учебника, определяются с выбором творческого задания, записывают задание в  дневник.

1) ответить на вопрос учебника (для всех)

2) Написать эпилог сказа.

Умение работать с текстом произведения, составлять связный рассказ, проявляя творчество

Регулятивные: умение ставить перед собой цель,  прогнозировать результат, оценивать свои действия.

Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения.

7.

Рефлексия.

Подводит итог урока, анализирует ответы учащихся.

Вместе с учителем подводят итог урока.

Предлагает подобрать эпилог к уроку. (слайд 13)

Совершенствование навыков устного высказывания.

 

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: саморегуляция, самоконтроль.